Как известно из школьного курса биологии, двигательная реакция в ответ на световой стимул проявляется уже у самых примитивных одноклеточных организмов. В частности, такое простейшее, как эвглена, всегда плывет туда, где условия освещения лучше. Конечно, покупатель — существо более высокоорганизованное. И все же из двух похожих магазинов он выберет тот, в котором светлее.

Качественное освещение привлекает покупателей

Подобная избирательность не случайна и тесно связана с физиологией человека. Большинство людей с нетерпением ждут прихода весны, и не только из-за повышения среднесуточных температур. Для нашего организма в первую очередь важно увеличение продолжительности светового дня, благодаря чему у нас улучшается настроение, прибавляются силы, повышается работоспособность. Недостаток солнечного света в осенне-зимний период может оказывать негативное влияние на самочувствие и настроение людей, проживающих в умеренных и северных широтах. Отдельные индивидуумы даже склонны к развитию так называемой «сезонной депрессии», симптомы которой исчезают с наступлением весны. Кстати, этим больным врачи предлагают лечение световой терапией.


Некоторые исследователи полагают, что все дело в гормоне мелатонине, который усиливает сонливость, устраняет возбуждение и понижает общий тонус, что необходимо для полноценного сна. Поэтому выработка этого гормона осуществляется только в темное время суток. Все мы знаем, как трудно проснуться утром, если на улице темно или пасмурно, и как легко — если за окном ярко светит солнце. Когда освещения достаточно, гормон не синтезируется, и человек чувствует себя бодро. Таким образом, можно сделать вывод, что свет объективно влияет на физическое и эмоциональное состояние человека. Специалисты в области магазиностроения давно поняли: качественное освещение торговых залов — залог успеха и один из наиболее эффективных инструментов, позволяющих воздействовать на настроение покупателя. Комфортная освещенность вызывает положительные эмоции, увеличивает время пребывания клиента в торговом зале и, как следствие, повышает продажи.

Допустимый уровень освещения в торговом зале

Первое правило, которое учитывается при разработке концепции освещения торгового зала: света должно быть достаточно, чтобы посетители магазина, выбирая товары, не ощущали дискомфорта. При недостаточной освещенности торгового пространства (меньше 500 Лк) зрение покупателей будет постоянно напряжено. А если человек постоянно будет испытывать какие-либо неудобства, он вряд ли станет вашим постоянным клиентом. Другая крайность — слишком большое количество света также может привести к отрицательному эффекту.


Многие торговые залы магазинов имеют среднюю освещенность 1000-1500 Лк (этот параметр замеряется на расстоянии 0,7-1 м от пола), хотя значения интенсивности света могут варьироваться более широко в зависимости от особенностей проекта, окружающих условий и требований заказчика. Так, в отдельно стоящем магазине общая освещенность может быть и не очень высокой (например, 700-800 Лк), но покупатели при этом будут чувствовать себя вполне комфортно. А вот в торговом центре такой магазин будет проигрывать своим соседям, поскольку требования арендаторов к освещенности, как правило, значительно выше (1000-2000 Лк). Некоторые розничные сети исходя из собственной концепции оформления магазинов и вне зависимости от месторасположения объектов делают освещение торгового пространства очень ярким — до 2500-3000 Лк и более.

Добиться необходимого уровня освещенности можно различными способами. Наиболее простой вариант — равномерный общий свет. Более ярко в этом случае, как правило, освещается только расчетно-кассовая зона. Такой подход характерен для продовольственных сетей и крупноформатных магазинов, занимающих большие площади (например, гипермаркетов), для которых на первый план выходят затраты на электроэнергию.

Нормы освещенности торговых залов

Более интересное решение заключается в сочетании общего и акцентного освещения, когда часть светильников создает равномерный световой фон, на котором с помощью локальной подсветки более яркими световыми пятнами выделяются определенные функциональные зоны торгового зала. Многоуровневый свет характерен в первую очередь для магазинов непродовольственного формата. Как правило, дополнительно освещаются пристенное и островное оборудование, касса и, конечно же, витрины и примерочные.


Обострение конкуренции заставляет владельцев магазинов придумывать все новые способы борьбы за своего покупателя. Поэтому с каждым годом возрастает спрос на нестандартные решения, а торговые точки все чаще привлекают клиентов не столько ярким светом, сколько интересной световой концепцией. По словам экспертов, если несколько лет назад приходилось доказывать необходимость акцентного света, то сегодня большинство заказчиков это понимает, благодаря чему диалог с клиентом получается более конструктивным, и в процессе обсуждения перед ним стоит лишь задача выбора конкретного решения из нескольких предложенных вариантов. Главное достоинство акцентного освещения в том, что оно предоставляет более широкие возможности как для дизайнера, так и для заказчика и позволяет создать неповторимый и запоминающийся за счет своей индивидуальности интерьер.

Важная деталь

При проектировании освещения важно учитывать специфику магазина. Так, в супермаркете и бутике свет будет решать совершенно разные задачи. Как правило, в магазинах среднего ценового уровня предпочтение отдается интерьерам, насыщенным светом. И здесь разница интенсивности общего и акцентного освещения не столь велика — в среднем 500 Лк. В дорогих же магазинах уровень общего освещения часто снижается до 300-400 Лк, а товары наоборот выделяются очень ярким локальным светом.


Грамотная работа специалиста по освещению дает возможность управлять вниманием покупателя: благодаря световым контрастам клиент зрительно выделяет подсвеченные зоны. Это важно, например, для магазинов одежды — когда необходимо обратить внимание посетителей на новую коллекцию. Акцент может делаться не только на товаре. С его помощью решаются более глобальные задачи по организации движения покупательских потоков: светом можно выделить зоны, которые зачастую остаются без внимания посетителей. Такие акценты, расставленные определенным образом, создадут маршрут, по которому покупатель обойдет весь торговый зал и познакомится со всем ассортиментом магазина. Кроме того, интересным световым решением можно обозначить переходы из одного зала в другой и лестницы, если в магазине более одного этажа.

Нормы освещенности торговых залов

Чтобы привлечь внимание покупателя, светодизайнер может оперировать не только яркостью света, но и другими средствами, например, светом разного спектрального состава, различными световыми эффектами и т.д. В качестве примера нестандартного решения можно привести освещение стены со спортивной обувью в магазине Adidas.
вномерно осветить большую вертикальную плоскость не так просто, поэтому было решено использовать модульные световые панели. Внутри них размещены люминесцентные лампы, дающие свет разного спектрального состава. Система управления позволяет динамически варьировать яркость световых панелей и одновременно изменять цвет их свечения за счет аддитивного смешивания излучений независимо управляемых ламп красного, зеленого и синего цвета. Для акцентного освещения, создаваемого с помощью направленного света, могут быть использованы встроенные светильники или прожекторы

Светильники направленного света

Для акцентного освещения, создаваемого с помощью направленного света, могут быть использованы встроенные светильники или прожекторы (монтируются на какую-либо поверхность — потолок, пол, стена; или же на шинопровод). Выбор типа установки зависит от условий. Так, если в помещении высокие потолки, нет смысла использовать встроенный свет — он будет неэффективным. Другой пример — бетонные потолки, в которые нельзя ничего встроить. В этом случае монтируют трековую систему, которая состоит из шинопроводов (алюминиевые профили разной длины), соединенных коннекторами.

Нормы освещенности торговых залов

Существует большое разнообразие соединительных элементов (в том числе, гибкие переходники), благодаря чему данная конструкция может повторить контур любого помещения. Поэтому трековая система очень гибкая и мобильная — она позволяет легко перемещать светильники и незаменима для магазинов с частой сменой экспозиции.
некоторых магазинах, например, мебельных салонах, часто делают решетку из шинопроводов, что дает возможность подвесить прожектор в любом месте торгового зала. Еще одно достоинство трековой системы в том, что упрощается подводка электропитания — нет необходимости подводить ток к каждому светильнику. Диаметр светового пятна может варьироваться в некотором диапазоне. Качественная оптика дает равномерное световое пятно. Его размер зависит от угла, который регулируется отражателем. Все зависит от задачи. Если необходимо осветить ряд с одеждой или полки с обувью, используется широкий угол (max 60˚), который позволяет охватить большую зону, а если надо выделить, например, одну пару обуви, — узконаправленный светильник, который будет давать точечный свет.

Лампы для освещения торговых залов

Для освещения торговых залов применяются следующие типы ламп: галогенные , металлогалогенные и люминесцентные. Пока еще производители не создали универсального источника света, поэтому в 80% магазинов в качестве общего равномерного освещения используют люминесцентные лампы, а для акцентного света — галогенные и металлогалогенные. Стоит отметить, что при включении металлогалогенного источника света ему необходимо 2-3 минуты, чтобы выйти на рабочий режим. Люминесцентные и галогенные лампы загораются сразу. Поэтому комбинированное использование нескольких типов ламп, в том числе, предотвращает наступление внезапной темноты из-за перепадов напряжения (что вполне возможно, если установлены только металлогалогенные источники света). Выбор ламп в каждом конкретном случае зависит от нескольких параметров: качественных характеристик света, эффективности использования электроэнергии, а также необходимости в дополнительном оборудовании.


Существует две качественные характеристики света — цветопередача (Ra) и цветовая температура (цветность). Индекс цветопередачи отражает качество воспроизведения цветовых оттенков освещаемых объектов. Чем больше значение Ra (max = 100), тем естественнее будут выглядеть цвета в свете лампы. Самая хорошая цветопередача у галогенных ламп (Ra=100). У металлогалогенных и люминесцентных ламп индекс цветопередачи ниже — 80-90 и 70-90 соответственно. Значение Ra для некоторых магазинов (продающих, например, косметику и одежду) имеет принципиальное значение. Покупатель должен быть уверен, что при дневном освещении купленная вещь будет иметь тот же цветовой оттенок, что и в торговом зале.

Цветовая температура (Тц, выражается в градусах Кельвина) говорит о цветовом оттенке света лампы, который может варьироваться от теплого (Тц меньше 3500 К) до холодного (Тц больше 4000 К). Цветность источника света может оказывать определенное воздействие на покупателя. Так, теплый желтоватый свет создает спокойную расслабляющую атмосферу и часто используется в магазинах одежды или в продуктовых магазинах в хлебном и овощном отделах. Холодный свет оказывает стимулирующее воздействие, его применение оправдано в магазинах, торгующих техникой или спортивными товарами. Галогенные источники света дают только теплый свет. Тц для металлогалогенных ламп может варьироваться от 3000 до 5000 К, а люминесцентные лампы имеют наибольшую вариабельность оттенков — от 2700 до 6500 К. С каждым годом все большее значение приобретает экономичность светотехники


С каждым годом все большее значение приобретает экономичность светотехники, хотя, конечно, по сравнению с Европой в нашей стране электроэнергия пока еще значительно дешевле. Насколько эффективно лампа преобразует электрическую энергию в световое излучение, характеризует такой параметр, как световая отдача. Эта величина равна отношению светового потока лампы к потребляемой ею мощности. Чем выше светоотдача, тем меньше энергии рассеивается в виде тепла и тем экономичнее лампа. Наиболее эффективны в этом плане металлогалогенные источники света, а наименее эффективен — галоген (он относится к лампам накаливания, которые, как известно, имеют самый низкий КПД).

Для подключения некоторых источников света необходимо дополнительное оборудование. Галогенные лампы выпускаются в двух вариантах: рассчитанные на стандартное сетевое напряжение (220 В) и низковольтные (12 В). Последним требуется электронный трансформатор , который понижает напряжение в сети. Для работы люминесцентных и металлогалогенных ламп необходим пускорегулирующий аппарат. ПРА могут быть электромагнитными и электронными. Вторые стоят дороже (хотя в последнее время разница в стоимости заметно сократилась), но обладают рядом существенных преимуществ, снижающих эксплуатационную стоимость светильников. Они обеспечивают быстрый запуск и стабильные характеристики лампы на протяжении всего срока службы, экономят электроэнергию (на 25%), а также нейтрализуют «стробоскопический эффект» (незаметное для глаз мерцание лампы).


При проектировании акцентного освещения необходимо помнить, что металлогалоген и галоген (в большей степени), в отличие от холодного люминесцентного света, нагревают окружающее пространство. Поэтому эти источники света нужно располагать на удаленном расстоянии от товаров, которым противопоказан перегрев. Кроме того, в маленьком помещении тепловое излучение от ламп (если их много) может ощутимо нагреть воздух, что создаст некомфортные условия и для покупателей, и для персонала.

Стоит также отметить, что под действием яркого направленного света некоторые товары (например, одежда) заметно выгорают. Чтобы это предотвратить, необходимо использовать лампы со специальным фильтром, который поглощает UV-излучение. Для того чтобы правильно расставить акценты в торговом зале, необходимы профессиональные навыки

Холодный расчет

Для того чтобы правильно расставить акценты в торговом зале, необходимы профессиональные навыки. Большое значение имеет специфика товара: для обуви, меховых изделий, спортивной одежды, ювелирных украшений, продовольствия (овощей, вина, мяса, хлеба) существуют свои рекомендации по расположению ламп и их характеристикам. Поэтому так важно обратиться к хорошему специалисту, который учтет все нюансы и поможет избежать ошибок, исправление которых впоследствии может обойтись заказчику недешево.

При проектировании системы профессионального освещения необходимо вписаться в выделенную для данного помещения мощность, а также уложиться в бюджет. Источник света подбирается исходя из задач, которые ставит клиент. Если он хочет, чтобы в торговом зале был яркий свет, как правило, ставится металлогалоген. Если это очень большие помещения, металлогалоген в любом случае будет комбинироваться с люминесцентными лампами.

Систему освещения торговых залов необходимо проектировать только, когда известны все параметры помещения: его габариты, материалы отделки, цвет стен, пола, оборудования, высота стеллажей и витрин и т.д. Только после того, как заказчик предоставит всю необходимую информацию, светотехник может осуществить расчет освещенности, для чего используется специальная программа, которая учитывает все особенности помещения. Это важно, так как разные поверхности и материалы могут отражать или поглощать часть света, что сказывается на визуальном восприятии пространства.

Нормы освещенности торговых залов

Если нужно спроектировать свет, к примеру, для магазина меховых изделий, чтобы в нем была освещенность 1000 Лк, подбираются более мощные источники света, так как у меха высокое светопоглощение, поэтому подсветка должна быть более интенсивной. При этом визуально покупателям не будет казаться, что света очень много. Аналогичная ситуация может быть, если в магазине очень плотно расставлен товар и в результате все отражающие поверхности (пол, стены) закрыты.

Больше света нужно ставить в открытое помещение, в котором мало светоотражающих поверхностей, или, например, когда интерьер решен в темных тонах. Большое значение имеет фактура отделочных материалов и мебели. Так, ковровое покрытие будет поглощать часть света, а глянцевая плитка — наоборот отражать. Освещенность будет зависеть и от того, на каком расстоянии и высоте от оборудования будут установлены светильники, какой будет угол отражения и шаг между ними.

Далее проектировщик решает, как выбранные светильники будут размещаться в зале. Очень важно грамотно направить светильник, чтобы покупатель, подходя к оборудованию, не загораживал свет. Также не должно быть ярких бликов на стеклянных и зеркальных поверхностях. Большое значение уделяется тому, чтобы направленный свет не ослеплял клиента, когда он разворачивается, чтобы отойти от подсвеченного товара. Поэтому металлогалогенные светильники располагают на расстоянии не менее 1м от оборудования. Чтобы сделать прямой свет низко расположенного светильника рассеянным, используют дополнительные насадки (бленды, решетки).

Таким образом, становится очевидно, что при проектировании системы профессионального освещения торговых залов необходимо учесть массу нюансов и тонкостей, что под силу только профессионалам, которые имеют в этом деле большой опыт.

www.mdm-light.ru

О выборе норматива освещенности при проведении производственного контроля в торговых залах супермаркетов и гипермаркетов.

  В связи с нарастающей частотой запросов, о правильности выбранного норматива искусственной освещенности, при осуществлении производственного контроля за торговыми залами супермаркетов делаю небольшое разъяснение.

  В соответствии с Санитарными правилами СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», юридические лица и индивидуальные предприниматели должны осуществлять контроль в соответствии с разработанной программой и включает, в том числе контроль за освещенностью. (п.4.1 СП 1.1.1058-01).
  Производственный контроль параметров искусственной освещенности в помещениях супермаркетов ведется по двум направлениям: рабочие места производственных и подсобных помещений и зона где находятся посетители супермаркета или торговый зал.
  Контроль освещенности в производственных цехах супермаркетов осуществляют на основании пунктов 70-78 (Предприятия общественного питания) СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий». Норматив составляет 200 лк для горячих, холодных, доготовочных и заготовительных цехов, 300 лк для кондитерских цехов, помещений для мучных изделий, 200 люкс для помещений подготовки продуктов, упаковки готовой продукции. Нормируемая высота – 0.8 метра от плоскости пола, плоскость измерения – горизонтальная.
   В торговом зале также контролируется освещенность по СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03, где присутствует целый ряд нормативов в разделе магазины, пункты 79- 89. Торговые залы супермаркетов – 500 люкс, торговые залы продовольственных магазинов и магазинов самообслуживания – 400 люкс, помещения главных касс – 300 люкс.
  Но не так все просто. Эти нормативы относятся совершенно к разным объектам, и применять их непосредственно к супермаркету нельзя. Для того чтобы избежать путаницы в терминологии и расставить все по своим местам, необходимо обозначить основные термины и определения предприятий торговли.
  На территории нашей страны действует ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения». В стандарте установлены термины, отражающие систему понятий в области внутренней торговли, и для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
  Супермаркет: магазин с площадью торгового зала от 400 м2 , в котором осуществляют продажу продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса преимущественно по методу самообслуживания.
  Гипермаркет: магазин с площадью торгового зала от 5000 м2, в котором осуществляют продажу продовольственных и непродовольственных товаров универсального ассортимента преимущественно по методу самообслуживания.
  Магазин самообслуживания: магазин, в котором продажа товаров организованна преимущественно по методу самообслуживания.
  Метод самообслуживания: способ реализации товаров, при котором покупатели имеют прямой доступ к товарам и самостоятельно, не пользуясь услугами персонала, осуществляют выбор и отбор товаров.
  Торговый зал предприятия розничной торговли: специально оборудованная основная часть торгового помещения предприятия розничной торговли, предназначенная для обслуживания покупателей.
  Площадь торгового зала: часть розничного торгового объекта, занятая оборудованием, предназначенного для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей; площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей.

  Таким образом, к торговому залу супермаркетов и гипермаркетов относятся и собственно торговый зал с прилавками и витринами и кассовый узел и пространство, где работает обслуживающий персонал торгового зала. Значит при выборе норматива по освещенности внутри торгового зала супермаркета мы единый норматив 500 люкс на условной высоте 0.8 метра в горизонтальной плоскости. При этом не забываем норматив по уровню пульсации освещенности в 10%.

Смотрите также:Метод кейсов — новое в обучении лабораторий.


alexwolga.ru

Как свет влияет на продажи

Ключевая задача освещения заключается в том, чтобы оно привлекало внимание покупателя, а также делало его пребывание в магазине максимально комфортным. Именно свет может стать своеобразным «консультантом», которые как никто лучше сможет представить товар в его наилучшем виде, независимо от вида предлагаемой продукции. Кроме того, уровень освещения оказывает влияние и на настроение человека, поэтому комфортный свет создает приятное впечатление от магазина, а также способствует желанию совершать покупки. То же касается и персонала, которые, при грамотно организованном освещении, меньше устает и сохраняет свою работоспособность на протяжении всего рабочего дня. Специалисты утверждают, что световой акцент на том или ином товаре, а также важной точке помещения может увеличить продажи на 20,30, а то и 50%.

Освещение помогает клиенту ориентироваться

Еще одна важная задача освещения – навигация. Оно должно помогать покупателю быстрее ориентироваться в торговом зале, а также свободно перемещаться по нему без особых трудностей. К примеру, посетитель должен быстрее найти кассовую зоны, для чего бывает недостаточно обычных элементов освещения. В таком случае, наиболее эффективным решением проблемы являются современные шинопроводные светильники, позволяющие создать акцентированный свет по маршруту к кассовой зоне. Это особенно актуально для помещений с достаточно большой площадью. Кроме того, в качестве альтернативы можно использовать небольшие люминесцентные светильники подвесного типа, установленные с определенным шагом поперек дорожки. Также кассовую зону можно выделить декоративной подсветкой, чтобы посетитель мог увидеть ее издалека.

Выделение зон продаж с помощью подсветки

Яркие и грамотно освещенные объекты всегда будут привлекать внимание покупателей, поэтому важно убедиться, что уровень освещенности вашего торгового зала достаточен для того, чтобы каждый посетитель смог без проблем увидеть необходимый ему товар и без проблем нашел к нему к путь. Как правило, акцентирования требуют зоны первоочередного внимания, а именно новинки, товары со скидками или распродажи, примерочные и конечен же кассы. Это один из самых простых и эффективных способом управления вниманием ваших покупателей.

Акцентное освещение витрин

Правильно поставленная игра света и тени, а также контрастность – простой и проверенный метод привлечения внимания в витринам вашего магазина. При грамотном подходе, это позволяет создать своеобразный трехмерный эффект, подсвечивая, как внешнюю часть витрины, так и демонстрационные стенды с товаром.

Еще одним нестандартным способом для привлечения внимания покупателей является использование различных типов освещения, позволяющих сделать акцент на тех или иных особенностях и характеристиках товара. К примеру, необходимо обратить внимание на текстуру используемой ткани, орнаменты или необычный рисунок. В таком случае, направленный свет станет отличным помощником, позволяя сделать акцент на необходимых деталях.

Секреты управления освещением

Существует множество секретов того, как завладеть вниманием покупателя используя дополнительное освещение. Так, например, для создания особого, камерного эффекта, направленного на привлечение внимания посетителя к новинки, необходимо использовать акцентный свет, дающий контраст и тяжёлые тени. При этом важно уменьшить уровень общей освещенности вокруг того или иного товара. В этом случае покупатель прочувствует глубину окружающей его атмосферы и примется за совершение покупок с гораздо большим энтузиазмом.

Если же ваш магазин продает какие-либо особые категории товаров, то эффектней всего будет создание тематического освещения, с использованием необычных светильников и ламп, что в совокупности с соответствующим декором помещения позволит произвести яркое впечатление на посетителей и, конечно же, привлечь их внимание. Одними из самых популярных на сегодняшний день решений являются лампы, стилизованные под ретро-стиль, а также электрические свечи или камины.

bigbucks.com.ua

Изменения за 39 лет в нормах освещенности

— Минимальный порог освещенности для торговых залов магазинов: мебельных, спортивных товаров, стройматериалов, игрушек подняли с 200 до 300 лк
— Появились торговые залы супермаркетов, где минимальный уровень горизонтальной освещенности Г-0,8 500 лк

Изменения за 39 лет в ритейле

Формат магазинов. Тогда это был стрит ритейл с магазинами у дома.
Сейчас преобладают торговые центры, в большинстве которых отсутствует естественное освещение, а если и есть, то как правило общий свет в торговые галереи.

Витрины в СССР были большими, магазины работали с 9 до 18.00, естественного освещения торгового зала было достаточно, чтобы в ясную погоду обеспечить на полках освещенность от 1000 до 2000 лк.

Изменилась планировка торговых залов. Ранее была преимущественно пристенной и торговали из-за прилавка, поэтому естественного освещения хватало для пустых полок и стеллажей.

Вопрос о качестве цветопередачи и различии оттенков одежды не стоял. Во-первых, преобладало естественное освещение, во-вторых, все пальто были одного цвета — булыжного.

Не приходилось говорить и о специальном спектре светодиодных светильников для подсветки мяса, колбас, рыбы, сыров, выпечки. Колбаса, даже если и была местами из бумаги, то продавалась на ура!

Проблема №1: Мало света

СНиП 23-05-95 требует освещенность торговых залов в диапазоне от 300 до 500 лк.
Достаточно ли сегодня 300-500 лк?

Все относительно. Пять минут с красивой женщиной — мгновение, пять минут попой на раскаленной сковородке — вечность.

Для торговых площадей 79 года этих нормативов было более, чем достаточно, но проектировать по ним современные конкурентоспособные интерьеры торговых залов магазинов в торговых центрах, где сегодня идет жестокая борьба за внимание покупателя, не предоставляется возможным.

Проблема №2: Много света

Иногда вижу, как «коллеги по цеху» выкладывают в портфолио фотографии реализованных проектов освещения магазинов с люксметрами, которые показывают по 2000-3000 лк

Света много не бывает — это правда. Но ритейлера, чтобы принять решение, должно волновать два вопроса:
— сколько я на этом заработаю
— или сколько сэкономлю
Остальное дело вкуса!

Увеличивая освещенность в два, три и более раз мы прямо пропорционально увеличиваем кол-во светильников, инвестиции на старте и бюджет на ежемесячные эксплуатационные расходы. Это физика и математика, которую не обмануть! Смотри график уровень освещенности в торговом зале «золотая середина».

График «золотая середина» для выбора норм освещенности для разных типов магазинов

Чтобы убедится в этом, не обязательно владеть навыками инженера проектировщика, достаточно воспользоваться калькулятором расчета освещенности онлайн. Увеличивая количество люкс, вы увидите, как увеличивается кол-во светильников. Не верите? Попробуйте сами.

Другая проблема, связанная с высокой освещенностью торгового зала — это решение задач мерчандайзинга. Для управлением вниманием покупателей и закрепления маршрута в торговом зале применяют акцентное освещение. Люди движутся от темного к светлому. Акцентные светильники создают точки фокусировки внимания за счет контраста общего света к экспозиционному 1 к 3-5, т.е если в торговом зале общая освещенность 1000 люкс, то для контраста достаточно 3000 лк, а если освещенность торгового зала 2500 лк, то акцентное освещение уже должно быть 7500 лк, что приведет еще к большему увеличению бюджета на оборудование. Также начиная с 5000-7000 Лк может наблюдаться эффект обесцвечивания и пересвечивания, что плохо скажется на внешнем виде товара и снизит покупательскую активность.

Если между освещенностью и инвестициями в проект зависимость прямо пропорциональная, то к сожалению между освещенностью и ростом продаж такой корреляции нет.

За 11 лет проектирования освещения для магазинов мне удалось ознакомиться с десятками эмпирических исследований о влиянии света на продажи, но не встретил не одного, где говорилось бы, что свет увеличивает продажи более, чем на 10%.

Подготовил исследования, заслуживающие внимания:

  • Zumtobel и магазин одежды Gerry Weber в г. Херфорд, Германия — плюс 10% к обороту
  • OSRAM и сеть из 24 магазинов одежды Marc O’ Polo в Швеции — плюс 10% к обороту
  • Philips и сеть продуктовых голландских супермаркетов Plus — рост среднего чека на 1,93%

В рунете можно прочитать, что правильный свет увеличивает продажи на 30-40%, а на отраслевых конференциях гуру мерчандайзинга не стесняются врать цифры в 2 и более раз. Друзья, включите голову! Если бы так оно и было, то можно брать кредиты в банках под любой процент и масштабировать бизнес через инвестиции в волшебную таблетку под названием освещение. Но бесплатный сыр, сами знаете где…

Ищем золотую середину

За  десятки лет ситуация кардинально изменилась, фэшн ритейл преимущественно развивается в торговых центрах, где отсутствует естественное освещение

В брендбуках европейских и успешных российский ритейлоров освещенность колеблется от 800 до 1200 лк

Это обусловлено двумя факторами:
— Наш мозг очень ленив и если заставлять его что то делать, то он всегда пойдет по пути наименьшего сопротивления. Другими словами, вы предпочтете пойти в другой магазин, чем разглядывать мелкие буквы на ценникак и упаковках в плохоосвещенном торговом зале.

— Если в Советском Союзе цвет пальто был один — булыжный, то сейчас одежда и другие товары имеют много оттенков. Задача правильного освещения передать цветовую гамму задуманную дизайнером. Оптимальная освещенность для различия оттенков и качественной цветопередачи 1000 люкс

Стрит ритейл и массмаркет еще могут простить собственнику плохую освещенность, то в торговых центрах это может больно ударить по кошельку, потому что там идет жесткая борьба за внимание каждого покупателя.

Рекомендации

Чтобы конкурировать с успешными ритейлерами в галереях торгового центра рекомендую в техническом задании на проектирование искусственного освещения в торговых залах указывать освещенность 1200 лк. Так вы обезопасите себя от проблем, которые я описал выше.

Производители и проектировщики, чтобы презентовать свои светильники и услуги в «выгодном свете», часто фальсифицируют и завышают технические данные в паспорте светильника, т. е. по факту вы можете легко получить 1000 лк вместо 1200 лк. Далее, ежегодно световой поток будет падать в среднем на 2-5% в зависимости от качества выбранного оборудование, т. е. через 5 лет вы получите где то 750-900 люкс, что в общем то неплохо.

Аналогичную освещенность 1200 лк указываем и в ТЗ на проектирование освещения в строительных DIY магазинах и гипермаркетах. Магазины с большой площадью подразумевают более длительное пребывание покупателей в торговом зале, поэтому освещение должно быть комфортным, чтобы не утомлять и не отвлекать от покупок.

Для стрит ритейла и масс маркета, из-за отсутствия конкуренции и определенной целевой аудитории, будет достаточно освещенности в 900 лк

Если у вас магазин одежды и вы вынуждены урезать бюджет на освещение торгового зала, то не в коем случае не экономьте на освещении примерочных. Это последняя инстанция, где покупатель принимает решение о покупке. Не мешайте ему расстаться с деньгами! Освещение примерочных это интересная тема для отдельной статьи, но об этом поговорим в другой раз.

Ну и не забывайте пользоваться для проектирования и расчета норм освещенности торговых помещений магазина графиком «золотая седина», который основан на эмпирических исследованиях ведущих светотехнических компаний совместно с успешными ритейлерами.

nikolaypetrov.ru

СниП

СниП – это строительные и проектировочные нормы для освещения. Это своеобразный перечень документации в строительной сфере, который принял исполнительный орган властей. Также освещение снип включает в себя определённые части:

  • Основное положение;
  • Норма проектировки;
  • Правила для осуществления и приёма работы;
  • Сметная норма и правило мер.

СанПиН

СанПин – это санитарные нормы, которые захватывают широкую область. Когда разрабатывается СНиП требуется строгое соблюдение всех требований по СанПин и пуэ. Данные нормы распространены на все работающие заводы, предприятия и компании.

Все эти требования должны быть учтены во время разработки СНиП, нормативно-техничных актов, а также в обязательном порядке согласуются с Государственным Санитарным Эпидемическим Надзором. При этом требования к искусственному освещению также учитываются.

В каких единицах измеряется

ЛюменНормы требования к освещению считаются в такой мере, как люкс. 1 Лк – равняется один люмен на м2. На такой показатель имеется определённый ГОСТ.

Норма освещения для рабочего места

Есть различные показатели, в которых указано оптимальное количество люксов на разные объекты. Главные группы – это офис, производственный объект, склад, а также жилое здание. Все требования составлены по СНиП и указываются в Лк на каждый участок.

Уровень освещённости в офисе

  1. Для офиса общего назначения, где используется компьютерное устройство – 200-300 Лк.
  2. Для офисов с большой площадью и дизайнерской планировкой – 400 Лк.
  3. Для офисов, в которых производятся работы с чертежами – 500 Лк.
  4. Для конференц зала – 200 Лк.
  5. Для лестницы и эскалатора – 50-100 Лк.
  6. Для коридора и холла – 50-75 Лк.
  7. Для архива – 75 Лк.
  8. Для кладовой – 50 Лк.

Действующие нормы на уличное и дорожное освещение

Нормы измеряются в Лк и распределении на освещенность в Емин/Еср

Главная дорожная магистральная и общегородская линия наружного освещения

  1. Это автомобильная магистраль, транзитная трасса, главные городские магистрали, имеющие плотность движения больше 10 тыс. единиц в час – 300 Лк и 0.35 Емин/Еср.
  2. Это федеральные дороги и улицы вне предела городского центра, у которых плотность движения от 7- 9 тч. – 200.35.
  3. Центральные автомагистрали, которые связывают улицы, что выходят на главные автомагистрали, у которых пропускная способность от — 4-7 тч. – 200.35.
  4. Относящиеся к основным историческим дорогам проезды, на которых пропускная способность от 3-5 тч. – 20035.
  5. Основные улицы и дороги города, находящаяся вне предела города, на которой пропускная способность от 3-5 тч. – 20035.
  6. Основная улица и центральная городская дорога, на которой пропускная способность от 2-5 тч. – 20035.

Дорога на улице районного значения

  1. Сюда относится связь транспорта и пешехода, которые находится в пределах жилых районов и выходов на магистраль, не учитывая улицы с постоянным движением. Пропускная способность от 1.5-3 тч. – 15025.
  2. связные дороги транспорта и пешеходов в пределах производственных и коммунально-складских зон. Плотность трафика от 500-2000 тч. – 6.25. Нормы освещения дороги

Улица, просёлочная дорога возле селения

  1. Главная улица, площадь городских ТРК – 10 Лк.
  2. Главная улица в жилых постройках – 6 Лк.
  3. Переулок и улица второстепенного уровня важности в жилой застройке – 4 Лк.
  4. Дорога в посёлке, проезд к территории садового товарищества и дачного кооператива – 2 Лк.

Заправочной автостанции и стоянки (АЗС)

Уровень освещения измеряют минимальным уровнем Лк.

  1. Путь подъезда с дороги категорий A, B – 15.
  2. Путь подъезда C – 10.
  3. Заправочные и сливные точки нефтяных продуктов – 20.
  4. Территории с проезжей частью – 10.

Стоянка и площадки

  1. Сюда относятся парковки на любых улицах – 6.

Пешеходные пути

  1. Сюда входит площадь возле входов в спортивные, развлекательные и торговые здания – 20.3.
  2. Основные улицы для пешеходов, находящиеся в историческом месте – 10..3.
  3. Парковый вход, санаторий, выставка, улица пешеходов – 60,2.
  4. Отделённый от проезжей части тротуар, главные проездные пути микрорайона, главные пути на центральные аллеи учебных и медицинских заведений – 40.2.
  5. Второстепенный проезд к микрорайонам, боковым аллеям, также второстепенный вход в общегородской парк – 20.1.
  6. Вспомогательные входы в парк административного округа и на боковые аллеи – 10,1.

Подземный и надземный путь пешеходов

  1. Подземный переход и тоннель – 75.3.
  2. Пандус, лестница для тоннеля и подземного перехода – 45.3.
  3. Мосты пешеходов открытого типа – 10.3.
  4. Надземный переход с проёмом из стекла – 75.3.
  5. Лестница, смотровые площадки на застеклённых переходах – 50.3.

Вход в помещения и нормы наружного освещения

  1. Площадь основного входа – 6 Лк.
  2. Площадь аварийного и запасного выхода – 4 Лк.
  3. Пешеходный путь возле основного входа – 4 Лк.

Путь эвакуации

  1. Путь эвакуации, который имеет ширину не больше 2 метров – 1.025.
  2. Путь эвакуации особой важности – 0.5.025.
  3. Большая площадь для эвакуации – 0.5.025.

Административные помещения

  1. Кабинетов и рабочих комнат, офисов – 400 Лк.
  2. Зала проектов, чертёжной, конструкторской – 500 Лк.
  3. Комнатах для экспедиций и посещений – 300 Лк.
  4. Зал для чтения – 400 Лк.
  5. Архивов и хранилищ для книг – 75 Лк.
  6. Комнат для ксерокопирования– 300 Лк.
  7. Переплётных помещений – 300 Лк.
  8. Макетно-столярные и ремонтные мастерские – 300 Лк.
  9. Компьютерный зал – 400 Лк.
  10. Зал для конференций, заседаний – 200 Лк.
  11. Химические лаборатории органики и неорганики – 400 Лк.
  12. Лаборатории аналитики – 500 Лк.

Банки и страховые конторы

  1. Кассовый зал – 400 Лк.
  2. Отдел инкассации – 300 Лк.
  3. Депозитарий, кладовая – 200 Лк.
  4. Серверные, комнаты межбанковского электронного расчёта – 400 Лк.
  5. Помещения, в которых изготавливаются и обрабатываются идентификационные карты – 400 Лк.
  6. Сейфовое помещение – 150 Лк.
  7. Помещения для обслуживания физических лиц – 300 Лк.

Освещение досуговых учреждений

  1. Это освещение залов многоцелевого назначения – 400 Лк.
  2. Зрительные залы театров, концертных залов – 300 Лк.
  3. Выставочные залы – 200 Лк.
  4. Зал кинотеатра – 75 Лк.
  5. Фойе клубов и кинотеатров – 150 Лк.
  6. Музыкальный класс и комната для кружков – 300 Лк.
  7. Кино-звуко и светоаппаратных комнат – 150 Лк.

Освещение в санаториях, домах отдыха и пансионатах

  1. Освещение в палатах и спальных комнатах – 100 Лк.
  2. В классных комнатах и детских санаториях – 500 Лк.
  3. Освещение для оздоровительного и физкультурного учреждения.
  4. Для зала по спортивным играм – 200 Лк.
  5. Бассейн – 150 Лк.
  6. Гимнастического, борцовского, аэробного зала – 200 Лк.
  7. Кегельбана – 200 Лк.

Бани

  1. Комнаты ожидания и остывания – 150 Лк.
  2. Моечные, душевые, парильные, раздевалка– 75 Лк.
  3. Бассейна – 100 Лк.

Прачечные

  1. Отделы выдачи и приёма белья – 200 Лк.
  2. Места хранения материала для стирки – 200 Лк.
  3. Сушильно-гладильная (механика) – 200 Лк.
  4. Сушильно-гладильная (ручная) – 300 Лк.
  5. Отдел разработки и упаковка вещей – 200 Лк.
  6. Прачечная самообслуживания – 200 Лк.
  7. Хим. очистительные: приём и выдача вещей, комнаты химчистки – 200 Лк.
  8. Хим. очистительные: комната отбеливания пятен – 500 Лк.
  9. Хим. очистительные: комната нахождения очищающей химии – 50 Лк.

Ателье

  1. Ремонт, производство трикотажных изделий и одежды – 750 Лк.
  2. Подготовка прикладного материала – 300 Лк.
  3. Машинная и ручная вязка – 500 Лк.
  4. Декатировная и утюжная комната – 300 Лк.
  5. Комната посетителей – 200Лк.
  6. Кладовая – 150Лк.

Мастерская

  1. Производственные и восстановительные работы над головными уборами – 2000750.
  2. Обувного ремонта, металлоизделий, пластмассовых и электрических – 2000300.
  3. Ремонт часов, ювелирных и граверных работ – 3000300.
  4. Фотоаппаратура, киноаппаратура, радиоаппаратура и телеаппаратура – 2000200.
  5. Звукозаписывающая студия: помещение звукозаписи, фототек – 200 Лк.

Освещение образовательных учреждений нормы света в школе

  1. Сюда относятся классные комнаты, аудитории, учебные кабинеты, школьные лаборатории – 500 Лк.
  2. Классные комнаты, аудитории, учебные кабинеты, лаборатории для общих школ, средне специализированных и профессионально-технических заведений – 400 Лк.
  3. Аудитории, учебные кабинеты, лаборатории техникумов и высших заведений – 400 Лк.
  4. Кабинетов информатики и техники для вычислений – 400 Лк.
  5. Кабинетов по черчению технических чертежей и рисования – 500 Лк.
  6. Лабораторий при учебных кабинетах – 400 Лк.
  7. Мастерские по обрабатыванию металла и дерева – 300 Лк.
  8. Спортивный зал – 200 Лк.
  9. Крытые бассейны – 150 Лк.
  10. Актовый зал, кино-аудитории – 200 Лк.
  11. Эстрада актового зала – 300 Лк.
  12. Кабинетов и преподавательских комнат – 300 Лк.

Дошкольные учреждения

  1. Для приёмных – 200 Лк.
  2. Раздевалок – 300 Лк.
  3. Игровых – 400 Лк.
  4. Комнат для занятий музыкой и гимнастикой – 400 Лк.
  5. Спальных – 100 Лк.
  6. Изолированные комнаты для больных детей – 200 Лк.
  7. Медицинских кабинетов – 300 Лк.

Общепитов

  1. Обеденный зал в ресторане и столовых – 200 Лк.
  2. Раздаточная – 200 Лк.
  3. Моечная и хлеборезочная – 200 Лк.

Освещение для магазина

  1. Это зал магазина: одежды, книжного, ювелирного, электро и радиотоваров, магазинов продовольствия – 300 Лк.
  2. Зал магазина: посуды, мебели, спортивных товаров, строительных материалов, игрушки и канцелярские принадлежностей – 400 Лк.
  3. Кабины для примерки – 300 Лк.
  4. Помещений обслуживания и отдела заказов – 200 Лк.

Освещение в гостиницах

  1. Дежурные помещения обслуживания – 200 Лк.
  2. Номера и гостиные – 150 Лк.

Освещение жилого дома

  1. Это освещения жилых комнат, жилых пространств, столовой – 150 Лк.
  2. Жилой коридор, холл, ванная, уборная – 50 Лк.
  3. Помещения внутри домов: комната консьержа – 150 Лк.
  4. Помещения внутри домов: вестибюль, кладовая, подсобная – 30 Лк.
  5. Помещения внутри домов: коридоры и холлы для лифтов, лестниц – 30 Лк.
  6. Лестничные площадки – 20 Лк.
  7. Гардеробная – 75 Лк.
  8. Сауны, помещения для переодевания – 100 Лк.
  9. Бассейн – 200 Лк.
  10. Зал с тренажерами – 200 Лк.
  11. Бильярдные – 300 Лк.
  12. Детские – 200 Лк.

Второстепенных комнат и зданий

  1. Санузел: уборная, курилка – 75 Лк.
  2. Санитарная зона: уборная, сушка для вещей – 50 Лк.
  3. Оздоровительные пункты: врачебные кабинеты и перевязочные – 300 Лк.
  4. Оздоровительные пункты: кабинеты для процедур – 500 Лк.

Здравоохранительные учреждения

  1. Помещение для гипотермий и операционная – 400 Лк.
  2. Комната для перевязки, родов, реанимационное отделение – 500 Лк.
  3. Ангиографическая – 500 Лк.
  4. Дооперационная – 300 Лк.
  5. Комнаты в которых хранится кровь – 200 Лк.
  6. Места изготовления и хранения гипса – 75 Лк. нормы света в больнице

Кабинет врача

  1. Хирургические кабинеты, акушерские, гинекологические, травматологические, педиатрические, инфекционные, дерматологические, аллергические, стоматологические, в которых есть электроустановка – 500 Лк.
  2. Врачебная комната в амбулаторной поликлинике – 300 Лк.
  3. Тёмная комната офтальмологии – 20 Лк.
  4. Массажный, физиотерапевтический, лечебно-физкультурный – 200 Лк.
  5. Рентгенобронхоскопический и лапароскопический – 200 Лк.
  6. Душевая, лечебная ванная – 200 Лк.
  7. Трудотерапический – 300 Лк.
  8. Лечебного сна – 50 Лк.
  9. Приготовление парафина, выстирывания и просушки – 75 Лк.

Комната рентгена

  1. Рентгенодиагностики – 50 Лк.
  2. Рентгена и флюорографии – 200 Лк.
  3. Комната переодевания – 75 Лк.

Отдел радиологии

  1. Кабинка с гаммо терапией – 400 Лк.
  2. Конденсаторные – 75 Лк.
  3. Хранилища для веществ имеющих радиоактивнность – 150 Лк.
  4. Комната для расположения отходов – 75 Лк.

Палаты

  1. Материнские – 200 Лк.
  2. Остальные места и спальные комнаты – 100 Лк.

Лаборатории в медучреждении

  1. Приёмное холлы, выдача и регистрация анализов – 200 Лк.
  2. Препараторская, лаборантская, общеклиническая, биохимическая – 300 Лк.
  3. Комнаты для посуды лаборантов и реактивов – 100 Лк.
  4. Кабинет с кабиной для принятия желудочного сока и зондирования – 200 Лк.
  5. Помещений для зубной, гипсовой – 500 Лк.

Места дезинфекции и стерилизации

  1. Комнаты инструментальной подготовки – 200 Лк.
  2. Дезинфекционные камеры – 75 Лк.
  3. Хранения дезинфицируемых препаратов – 50 Лк.

Патологоанатомная

  1. Секционная – 400 Лк.
  2. Предсекционные, фиксационные – 200 Лк.
  3. Траурные, комнаты для переодевания трупа – 200 Лк.
  4. Комнаты похоронных принадлежностей и хранения трупов – 50 Лк.

Гигиенические и эпидемиологические центры и ФГУЗ

  1. Диспетчерская, фасовочная, комната для раздачи средств дезинфекции и бактерий – 200 Лк.

Биологические

  1. Хранение аппаратов для дезинфекции и инвентаря – 100 Лк.
  2. Гельминтологические, этномологические, вирусологические, бактериологические, лабораторные, препараторские – 400 Лк.
  3. Радиологическая, радиохимическая, спектрографическая, вибрационная, термитная – 400 Лк.
  4. Моечная – 300 Лк.
  5. Пробная комната – 300 Лк.
  6. Зоопаразитологические помещения – 300 Лк.
  7. Биопробные – 200 Лк.
  8. Дизкамеры – 200 лк.
  9. Комнаты для сожжения – 75 Лк.

Станция срочной медпомощи

  1. Диспетчерская – 300 Лк.
  2. Радиопостовые помещения – 200 Лк.
  3. Комнаты с медикаментозным запасом – 200 Лк.
  4. Помещения для выездной бригады – 200 Лк.

amperof.ru


Categories: Свет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector