Как называется облицованная изразцами комнатная печь
Как называется облицованная изразцами комнатная печь
Как называется облицованная изразцами комнатная печьКак называется облицованная изразцами комнатная печь
Как называется облицованная изразцами комнатная печь

Как называется облицованная изразцами комнатная печь
Как называется облицованная изразцами комнатная печь
Как называется облицованная изразцами комнатная печь
Как называется облицованная изразцами комнатная печь
Как называется облицованная изразцами комнатная печь
Как называется облицованная изразцами комнатная печь

Как называется облицованная изразцами комнатная печь
Как называется облицованная изразцами комнатная печь
Как называется облицованная изразцами комнатная печь
Как называется облицованная изразцами комнатная печь
Русские поговорки и пословицы полны упоминаниями печи, да в каком контексте: «Танцевать от печки», «Догадлив крестьянин — на печи избу поставил», «Добра та речь, что в избе есть печь», «в октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся», «без печки холодно, без хлеба голодно». Печь не только отапливала, на ней готовили, в ней мылись, на ней лечились и любили — она была центром дома и его хранителем. Это, впрочем, неудивительно, поскольку климат России никогда не отличался мягкостью и наличие хорошей теплой печи было залогом выживания семьи в суровые зимы. Печи поклонялись и придавали ей сакральный смысл, как проводнику огня — главного языческого божества русичей. Нередко ее очеловечивали, наделяя способностью разговаривать, как например в народной сказке «гуси-Лебеди» и в более поздние времена, в частности, во вполне современном мультфильме «Вовка в тридевятом царстве».  О духовой печи в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка — мать родная».


Устройство русской печи предполагало не только очаг  для приготовления пищи, но и лежанку, чтобы спать в тепле. В этом главное отличие русских печей от европейских и средиземноморских. Европейская печь была в первую очередь частью системы отопления и элементом декора помещения. Средиземноморские печи использовались, в основном, для приготовления пищи. А вот, русская печь была «много в одном»: плита, спальня, отопительный прибор, баня, элемент декора и главное жилище домашнего божества и покровителя семьи — домового. Неполные аналоги русской печи есть только в Скандинавии, где климат сходен с российским, поэтому и традиционный уклад был похож.

С VIII по XIII века в Северной Руси преобладали печи-камени, сложенные из крупных камней без использования скрепляющего раствора. Камни были настолько хорошо подобраны, что герметично примыкали друг к другу. Топились такие печи «по черному», что имело свои плюсы в плане дезинфекции жилища:  горячий дым «прожаривал» стены и потолок в избе, которая высушивалась и дезинфицировалась, что было немаловажно для борьбы с инфекциями и насекомыми.  


Только к XV веку появились первые дымоходы, которые к началу XVII века стали изготавливаться из огнеупорного кирпича и вся конструкция приобрела тот вид, который мы сейчас называем «русская печь». 
И коль скоро русичи в печи вкладывали сакральный смысл, то и украшениям для них придавалось большое значение. Печь, как центр дома, или просто довольно большое сооружение нуждалась в украшении.

Ранние печи украшались терракотовыми и поливными изразцами, часто печь собирали из самонесущих изразцов и в конце-концов появилось понятие «изразцовая печь», предполагающая, что изразцы являются основным строительным материалом такой печи. 
XVII век стал пиком изразцового искусства в России. Подробнее об этом мы писали в нашей статье «История русского изразца — от крещения Руси до Серебряного века».

Множество разноцветных и поливных изразцов украшало русские печи. Большой коллекцией изразцовых русских печей обладает Московский Кремль. Очень интересные изразцовые печи установлены в Новодевичьем монастыре, в Троице-Сергиевой Лавре. В общем, их уцелело немало в разной степени сохранности, во многом благодаря подвижничеству музейных сотрудников и реставраторов. Одна из самых больших коллекций русских изразцовых печей находится в Коломенском, где реставраторами МГОМЗ были произведены очень качественные реконструкции. Эти печи стали символом и красочным памятником Руси боярской — эпохи, сгинувшей в Петровские времена. 


Кардинальным изменениям русская печь подверглась в начале XVIII века с указом Петра, запрещавшим строительство курных (топившихся «по черному») пожароопасных печей, что было очень своевременно, поскольку города горели и пожары наносили большой ущерб. Тогда же был издан первый регламент по строительству печей в жилых домах и промышленному изготовлению кирпича, изразцов и других печных элементов. В этот же период по повелению Петра было запущено производство новых для России «голландских» изразцов — белых «кафлей» с росписью кобальтом. Приказ Петра звучал: «делать немедленно шведским манером печных изразцов гладких белых, а по ним травы синею краскою».

К середине XVIII века Россия производила самое большое число изразцов в Европе. А к концу века были заложены научные основы конструирования печей. Архитекторами, разработавшими наиболее энергоэффективные конструкции  систем печного отопления были Николай Александрович Львов со своей работой «Русская пиростатика» и Иван Иванович Свиязев со своей работой «Теоретические основы печного искусства», в которой он опубликовал методику расчета размеров дымоходов и сечений газовых каналов. Эти архитекторы теоретически обосновали приемы  проектирования систем печного отопления, а также изобрели свои оригинальные топливники и печи. Профессор Сильвиуш Болеславович Лукашевич опубликовал «Курс отопления и вентиляции», где в разделе по печному отоплению изложил теорию расчета отопительных печей.


Производство белых кафлей и изменение способа вывода дыма повлекли за собой преобразования в строении городских печей. Такие, чисто отопительные толстостенные печи стали называть «голландками», что не совсем правильно, поскольку они появились впервые именно в России, а уже отсюда попали в Европу. Как бы то ни было, печи-голландки получили большое распространение в городах во многом, благодаря своей тепловой эффективности. Установленные в каждой комнате дома или квартиры, соединенные между собой сложной системой теплотрасс, они стали прекрасным источником отопления довольно больших помещений. В частности, такие печи были установлены в Большом Екатерининском Дворце. О печах Большого Екатерининского дворца стоит рассказать отдельно, поскольку, как и московские изразцовые печи конца XVII века, они символизируют собой целую эпоху.

Идеи создания в России империи, не уступающей по своему влиянию и блеску крупнейшим европейским империям витали в воздухе всегда. Этой идее отвечал Санкт-Петербург, который, кроме «окна в Европу», стал первым полностью спланированным «европейским» городом России. Многочисленные дворцы, возведенные Петром и его потомками в Санкт-Петербурге превзошли своим блеском европейские, а дворцово-парковые ансамбли Петергофа не уступают знаменитому французскому Версалю по своей красоте. 


Основной расцвет искусств, вызванный роскошью господствующего тогда класса дворян, пришелся на правление Елизаветы Петровны. Этот период русского искусства даже получил свое название — Елизаветинское барокко. Главным представителем направления стал архитектор Ф. Б. Растрелли, по имени которого иногда называют и сам елизаветинский стиль  — растреллиевское барокко.

Елизаветинское барокко, в отличие от предшествующего ему петровского барокко, учитывал достижения русского искусства, сохранив в  своих силуэтах традиции православной храмовой архитектуры. Царскосельские и петергофские постройки Растрелли стали закономерным результатом того, что происходило здесь до него. Его творчество полностью подчинялось вкусам императрицы, любившей блеск, веселье и роскошь.  
Эпоха Елизаветы стала исключительно цельным периодом яркого проявления идеалов рококо. Прикладное искусство, архитектура и живопись достигли мастерства высочайшей степени и были применены в множестве построенных и реконструированных дворцов.
 
Большой интерес представляют изразцовые печи XVIII века, коих немало в Екатерининском дворце. К моменту возведения этих печей, в России уже давно работали кирпичные заводы, производящие «кафли». В месте расположения заводов в Стрельне были залежи хорошей глины. К 1722 году в печах Стрельны обжигалось до 3,5 млн. кирпичей в год. На стрельнинском Гончарном дворе изготавливали посуду, утварь и изразцы, политые белой эмалью и расписанные синими красками. Сюжеты были все те же, голландские — мельницы, корабли, пейзажи, каналы и другие. Подробнее о делфтском стиле вы можете прочитать в нашей статье о голландских изразцах.


В голландском стиле выполнены изразцы печей Большого Екатерининского дворца в Царском селе — сюжетные картины в бело-синей гамме, заключенные в орнаментальные живописные рамки. В этом ключе выполнены печи Кавалерской столовой, Буфетной, Китайской гостиной и многих других помещений Большого дворца.

На контрасте с перечисленными помещениями выполнена Белая столовая — в ней полная монохромность и матовые текстуры. Белая столовая была перестроена в 1774 году архитектором Ю. М. Фельтеном, сторонником классицизма. Помещение решено в строгих канонах классицизма и в его интерьерах имеются изящные круглые изразцовые печи, российского производства, облицованные белыми поливными изразцами с рельефными панно «Музыка» и «Живопись». 

Несмотря на серьезные разрушения во время блокады Ленинграда в период Второй мировой войны, дворцы Царского села и Петергофа до сих пор являются собранием выдающихся произведений искусства, а также красноречивым свидетелем подвига советских реставраторов, участвовавших в их восстановлении. 


Секрет изготовления изразцов с подглазурной живописью был утерян, и послевоенным реставраторам пришлось его возрождать. Основная заслуга в этом принадлежала архитектору А. Э. Гессену, по инициативе которого и были успешно реализованы работы по изготовлению изразцов. Гессеном  была решена проблема полного восстановления изразцовых плиток в интерьерах Летнего дворца Петра Первого, в Монплезире и в Марли в Петергофе. 

Довольно долго печь была основным источником тепла в русских домах и городских квартирах. Только в конце XIX — начале XX века, с изобретением парового отопления, их стали заменять. Фактически, в наши дни печи для отопления устанавливают только в частных домах и при условии отсутствия магистрального газа, позволяющего смонтировать газовый котел и водяное отопление. Чаще в доме устанавливают камин — для сибаритской медитации на огонь и как, своего рода, признак достатка. Тем не менее, спрос на печи есть и он достаточно устойчив. Часто заказчики ограничиваются обычной кирпичной печью, что обусловлено не только ее более низкой стоимостью, но и определенным вкусом современников с их приверженностью стилю «шале» в интерьере.

Изразцовые печи стали возвращаться в обиход только последние 10-12 лет. На рынке не так много компаний, способных изготовить изразцовую облицовку для печи. К тому же, у современных заказчиков практически отсутствует потребность в самонесущих изразцах и печах, полностью сложенных из них. Поэтому сейчас скорее речь идет об изготовлении архитектурной керамики и изразцовой плитки. Хотя иногда появляются заказы на настоящие изразцы с румпой.


Современные российские предприятия по изготовлению изразцов относятся к нескольким типам — мастерские с определенным ассортиментом форм и проектов, которые подгоняются под размеры печи или камина заказчика; мастерские, изготавливающие индивидуальные облицовки по эскизам заказчика или создающие новые эскизы; художественные мастерские, изготавливающие  авторские работы; и керамисты-частники.

В любой из перечисленных мастерских заказчик получает объект с высокой степенью уникальности, поскольку полностью идентичных изразцов не бывает и даже в рамках одного комплекта каждый изразец будет отличаться от другого. Разница между мастерскими не слишком существенна и состоит только в ценах и художественной составляющей, а это, в первую очередь, вопрос образования и вкуса художников и заказчика. В любом случае, на рынке сейчас можно найти изразцовые печи и камины на любой вкус. Приведем пример нескольких российских мастерских.

Одна из самых крупных в России, компания «Паллада» из Санкт-Петербурга основана художниками-реставраторами Андреем Роденковым и Константином Лихолатом. Компания имеет в своей базе огромное количество восстановленных антикварных форм изразцов Северо-Западного региона. Подробнее об этом мы писали в нашей статье «Финские печи — изразцовое богатство Северо-запада».

Московская компания, созданная на базе реставрационных мастерских Андреевского монастыря и также имеющая большое количество восстановленных при реставрациях исторических форм изразцов — это «Керамическая мастерская Сергея Лебедева». Очень интересны работы компании «Изразцовые печи» в Кимрах, основанной Александром Чернышевым. Это довольно крупное предприятие, специализирующееся, как ясно из названия, на изготовлении печных изразцов из шамота.

Мастерские меньшего размера, но столь же отменного качества изготовления архитектурной керамики и изразцов, образованные художниками-керамистами это, например, «Студия архитектурной керамики Юрия Осинина» в Санкт-Петербурге, в которой создаются работы с необычайно точным рельефом, тонкой живописью и изумительными по своей красоте глазурными покрытиями.

Компания «АртБазл» — мастерские монументальной живописи и архитектурной керамики — еще одно предприятие из Санкт-Петербурга, принадлежащее художникам-керамистам Андрею Беляеву и Ларисе Захаровой. Керамические камины этих художников очень сложны и необыкновенно красивы. 

Сказочно хороши работы семейной мастерской «Лев и Сирин» из Звенигорода, образованной потомственными керамистами Куприяновыми. Это — полностью авторская керамика, имеющая собственное лицо, стиль и характер.
 
Мы перечислили далеко не все существующие в России керамические мастерские, однако, работы упомянутых производств и художников притягивают к себе, волнуют душу и радуют глаз, что позволяет ставить их в один ряд с лучшими произведениями крупных мастеров прошлого. 

Как называется облицованная изразцами комнатная печь
Как называется облицованная изразцами комнатная печь
Как называется облицованная изразцами комнатная печь
Как называется облицованная изразцами комнатная печь
Как называется облицованная изразцами комнатная печь
Как называется облицованная изразцами комнатная печь
Как называется облицованная изразцами комнатная печь
Как называется облицованная изразцами комнатная печь
Как называется облицованная изразцами комнатная печь
Как называется облицованная изразцами комнатная печь
Как называется облицованная изразцами комнатная печь
Как называется облицованная изразцами комнатная печь
Как называется облицованная изразцами комнатная печь
Как называется облицованная изразцами комнатная печь
Как называется облицованная изразцами комнатная печь
Как называется облицованная изразцами комнатная печьКак называется облицованная изразцами комнатная печь
Как называется облицованная изразцами комнатная печь
 

Источник: www.russian-mayolica.ru

Изразцовые печи: историческая справка

Изразцовые печи были широко распространены на Руси уже в XVII в. Увы, до наших дней большинство из них дошло в разрушенном или многократно перестроенном виде, так что восстановить первоначальный облик крайне сложно; можно лишь предположить, что все такие печи топились по-белому. 

Немногочисленные сохранившиеся экземпляры (в доме купчихи Шумиловой в Гороховце, в доме купца Шарапова в Торопце, в Новодевичьем монастыре, Троице-Сергиевой Лавре и др.) представляют собой прямоугольные в плане сооружения с дымо­оборотом, но без лежанок, духовок и конфорок. То есть служили они исключительно для отопления. Такие печи устанавливали в углу помещения или специально обустроенном проёме (чтобы обогревать две смежные комнаты). Порой конструкцию оборудовали топ­ливным каналом, что позволяло топить из сеней.

Зато сами изразцы сохранились во множестве. В XVI в. они украшались рельефным узором без росписи и глазуревого покрытия и имели цвет обожжённой глины. В следующем столетии господствовали рельефные расписные и зелёные глазурованные («ценинные» и «муравлёные») изразцы, а при Петре I распространение получили гладкие белые плитки с синим узором («дельфтские кафли»).

Изразцовые печи сегодня

Сегодня изразцовые печи строят по индивидуальным проектам несколько российских компаний — «Гильдия Мастеров», «Веста-Керамика», «Керамика Декор», «Русская Майолика» и др. Кроме того, можно заказать облицовочные комплекты для стальных и чугунных топок, а также сборных (модульных) печей из шамота. Ну и наконец, изразцовая облицовка присутствует на некоторых моделях готовых металлических печей-каминов.

Современные художники и мастера  с успехом воссоздают старинные изразцы и реконструируют печи, стоявшие в царских палатах и монастырях.

Преимущества израцовых печей и каминов 

Для начала поговорим о практических преимуществах «кожуха» из глазурованной керамики.

Основная функция изразцов декоративная, однако всегда ценились и другие качества керамической облицовки, в частности — долговечность и простота в уходе. С гладкой глазурованной поверхности очень легко удалять пыль и другие загрязнения, благодаря чему печь всегда аккуратно выглядит и от неё никогда не пахнет гарью. 

Облицовку из складских утильных плиток изготовят за 2–3 недели. Индивидуальный проект реализуют до 3 месяцев.

Кроме того, в силу своей микропористой структуры толстостенная керамика имеет свойство одновременно изолировать и накапливать тепло, то есть стенки прибора не раскаляются до опасной температуры, а после окончания топки медленно остывают в течение ночи, что намного повышает комфортабельность печного отопления. При этом инерционность печи зависит от ширины (высоты) румпы и технологии облицовки.

Детали сборного камина с керамической облицовкой

Как создают изразцы

Художественные изразцы для реализации индивидуальных проектов сегодня, как и в старину, производят вручную. Облицовочный комплект, помимо рядовых (стенных) плиток, обычно включает цокольные, поясные, карнизные, угловые и полочные элементы, а иногда ещё и розетки, балясины, полуколонны с капителями и арки. 

Размерного стандарта в изразцовом деле не существует — всё зависит от габаритов и формы печи, а также художественного замысла облицовки; толщина стенок изразцов обычно составляет 7–10 мм. 

Процесс работы над комплектом изразцов (печным набором) начинается с создания эскизов и моделей, обычно пластилиновых. С моделей делают слепки и получают набор гипсовых форм. Их сушат, затем заполняют глиной, часто с добавлением керамической крошки, мелкого гравия или песка. В таком виде заготовки выдерживают в сушильном шкафу не менее недели, чтобы глина не растрескалась при обжиге. Далее изразцы подвергают первому («утильному») обжигу в специальной печи при точно заданной температуре, затем расписывают, покрывают защитной глазурью и обжигают вторично; может потребоваться до пяти обжигов — в зависимости от числа слоёв эмали и глазури.

У каждой компании есть каталог работ и типовых орнаментов, однако ничто не мешает заказчику предложить собственные эскизы или просто высказать идеи, касающиеся стиля или сюжета будущих рисунков. Здесь можно дать полную свободу фантазии — например, попробовать сочетать классическую «дельфтскую» технику с современной тематикой, скопировать манеру импрессионистов или по-новому осмыслить сюжеты русских сказок. 

Технология строительства

Особенность строительства классической изразцовой печи в том, что кирпичную кладку и облицовку ведут одновременно. При этом ряды изразцов связывают друг с другом штырями (костылями) и скобами и фиксируют на стенках печи витыми отрезками стальной проволоки, которые замуровывают в швы кирпичной кладки. Плитку кладут впустошовку, однако полость румпы и пространство между румпами соседних изразцов заполняют глиняным раствором с добавлением кирпичной крошки или дресвы (особого мелкого гравия). 

Существуют технологии, позволяющие отделать изразцами и уже построенную печь. Можно, например, использовать для этой цели кладочную или дорожную сетку, которую крепят к печи стальными анкерами, а уже к ней вяжут изразцы. Или, срезав румпу, просто приклеить элементы облицовки жаростойким клеем, например Universal HKM (Wolfshöher Tonwerke) или Scanmix Fire (Scanmix). Клеевой способ дешевле классического и позволяет уменьшить число фасонных элементов, но при нём не добиться хорошего теплоаккумулирующего эффекта.

Если в основе печи или камина — чугунная или стальная топка, то возможны несколько способов её облицовки. Чаще всего топку обкладывают кирпичом или блоками из лёгкого бетона, а затем приклеивают изразцы. 

Другой вариант предполагает изготовление контурного металлокаркаса (например, из уголка) — независимого или приваренного к стенкам топки. Для крепления изразцов к каркасу используют проволочную вязку, пластины и скобы. 

Наконец, облицовка может быть самонесущей: изразцы с высокой румпой кладут, как кирпичи, на расстоянии от стенок топки, никак не связывая с ней, но армируя кладку проволокой, прутками, а кое-где и стальными профилями. 

Критерии выбора каминной (печной) топки

  • Тепловая мощность. Если прибор планируется использовать как основной источник тепла во время весенних, осенних и зимних визитов на дачу, то следует руководствоваться формулой: 1 кВт номинальной теп­ловой мощности на 10 м2 площади помещения.
  • Материал. Чугунные изделия считаются более долговечными. Если топка стальная, то желательно, чтобы её колосник был выполнен из чугуна, а стенки защищены футеровкой из шамотных блоков.
  • Тип дверцы. Для изразцового камина лучше выбирать топку с традиционной распашной, а не подъёмной дверцей. Стилизовать конструкцию под старину помогут арочные створки.
  • Наличие функций дожига дымовых газов и чистого стекла. Эти опции увеличат эффективность прибора и упростят его обслуживание. 
  • Наличие функции длительного горения. Как правило, такие топки оснащены точными регуляторами воздушных заслонок и шибером на выходном патрубке. Они довольно экономичны и способны работать на одной закладке дров до 4 ч.

Изразцовые печи-камины

В наши дни едва ли не самый популярный дровяной отопительный прибор — это печь-камин. Компактные заводские изделия из котловой стали или чугуна просты в транспортировке и монтаже и достаточно долговечны: реальный срок их службы составляет 20–40 лет. 

Облицевать изразцами можно топку любого типа — пристенную, угловую и даже тоннельную. Важно правильно выбрать способ крепления плитки.

Зарубежные компании ABX, La Nordica, Enbra и другие производят печи-камины с керамической облицовкой. Разумеется, это не совсем изразцы, а скорее имитация, однако внешне они точно воспроизводят традиционные изделия, да и по свойствам мало от них отличаются. При этом большинство керамических печей-каминов не только изящно выглядят, но и обладают впечатляющим набором функций, в том числе дожигом дымовых газов, самоочисткой стекла дверцы и даже встроенным теплообменником для подключения водяного контура.  

Источник: www.ivd.ru

Изразец — слово исконно русское, произошедшее от древнего «образец» — так до конца XVII века называли керамические украшения для наружных стен храмов, дворцов и облицовки печей в парадных покоях. Само искусство архитектурной керамики имеет давнюю историю, корни его уходят во времена Древнего Египта, Ассирии и Вавилонии. Широкое распространение в архитектуре разных стран керамических плиток не могло обойти и Русь. Однако русские мастера по-своему использовали изразцы в украшении экстерьера и интерьера здания, что сделало этот вид искусства уникальным и неповторимым. Изразцовые декоры были неотъемлемой частью архитектурного решения зданий, изразцовые печи играли большую роль в украшении интерьеров храмов дворцов, княжеских и боярских теремов.

Как называется облицованная изразцами комнатная печь

Истоки русского изразцового искусства следует искать в древнем Киеве Х-ХI веков, Рязани и Владимире XII века. В ходе археологических раскопок в этих городах были найдены первые русские керамические изделия, покрытые прозрачными многоцветными глазурями.
Практически параллельно на Руси в XVII веке параллельно развивались несколько видов различного оформления изразцов. Это так называемые терракотовые, которые изготавливались из красных сортов глины, муравленые (изразцы, покрытые зеленой свинцовой глазурью) и цветные, покрытые различными видами цветной глазури, преимущественно бирюзового, желтого, зеленого и белого цветов.

Как называется облицованная изразцами комнатная печь

Как называется облицованная изразцами комнатная печь

Как называется облицованная изразцами комнатная печь

В XVIII веке Петр I привез в Россию знаменитые «голландские» изразцы с росписью кобальтом по белой эмали, которые на долгие десятилетия стали законодателями изразцовой печной моды.

Как называется облицованная изразцами комнатная печь

Немецкими изразцами был отделан великолепный камин в Архиерейском доме в Красноярске, в последствии разрушенный. Эти несколько фотографий – практически все, что осталось от этого камина, и во многом именно ими я воспользовался при создании своих первых изразцов.

Как называется облицованная изразцами комнатная печь

Для производства печных изразцов использовались деревянные формы, румпу (ножку) изразца делали или вручную или с помощью гончарного круга.

Между прочим румпа — это один из самых больших и важных «секретов» изразца. Ведь именно благодаря наличию румпы изразец не просто приклеивается на поверхность печи или камина, а монтируется при помощи проволоки в ходе монтажа изделия, что, несомненно, повышает надежность крепления — это не плиточный клей, который может отвалиться. Посмотрите на голландки, находящиеся в Эрмитаже, или камины, украшающие дворец Меньшикова — некоторым из них уже несколько столетий!
Кроме того, румпа, полая внутри, становится замечательным источником долговременного тепла. Во время топки печи воздух, находящийся внутри румпы, нагревается, а затем равномерно в течение нескольких часов отдает тепло в помещение. Температура в этих пустотах достигает 100° С, что, однако, совершенно не влияет ни на кирпич, ни на изразец. Стабильная теплоотдача облицованных печей и каминов, которая значительно выше, чем у кирпичных, сохраняется в течение нескольких десятков (а то и сотен) лет.
Немалую роль играет также и экологичность изразцов. Изразцы за счет усадки не имеют микротрещин, и печные газы не выходят в помещение. Разработанный сотни лет назад способ монтажа также способствует этому.
Сегодня изразцы также изготавливаются вручную, но формовка идет уже не в деревянных, а в гипсовых формах. О том, как разрабатывается модель изразца, и затем производятся сами изразцы – в следующем мастер-классе.
При подготовке данного мастер-класса использованы материалы книги С.А. Маслих «Русское изразцовое искусство XV-XIX веков»

Источник: www.livemaster.ru

Отделка печи изразцами

Как называется облицованная изразцами комнатная печьПечь с красивой отделкой способна стать достойным украшением любого помещения. Лучшим материалом для отделочных работ с целью облагораживания печи являются изразцы.

Изразцовые камины http://vesta-ceramica.ru/kaminy/ смотрятся невероятно стильно и красиво, они в последние годы стали особенно актуальными при благоустройстве загородных домов.

Изразцы – это керамическая плитка, предназначена специально для облицовки печей.

Кроме декоративной функции изразцы выполняют еще одну важную роль – они значительно повышают полезный коэффициент печи, приблизительно на 80%.

Печи, облицованные изразцами, красивые, гигиеничные и простые в обслуживании. Облицовочный слой также перекрывает все швы, и этим повышает теплоотдачу печи. Укладывать изразцы следует одновременно с кладкой рядов печи. Такие строительные и отделочные работы требуют высокой квалификации, мастерства и опыта от специалиста.

Изразцы в последнее время стали самым востребованным материалом при облицовке печи, поскольку они обладают такими положительными свойствами:

  • наделяют конструкцию дополнительными тепловыми свойствами;
  • позволяют скрыть внешние дефекты конструкции, такие как трещины и зазоры;
  • исключают попадание в комнату угарных газов через трещины в печи.

Изразцы могут быть глазурованными, неглазурованными, фарфоровыми, фаянсовыми. Процесс облицовки печи изразцами напоминает собой укладку плитки.

На тыльной стороне облицовочного материала есть коробкообразная форма, которая называется румпой. Ее размеры немного меньше самого изразца. В стенках этой формы есть два отверстия, которые и предназначены для крепления облицовочного материала к печи.

Как называется облицованная изразцами комнатная печьК поверхности печи изразцы крепятся с помощью применения мягкой стальной проволоки и глиняного раствора. Между собой горизонтальные и вертикальные ряды изразцов соединяются плоскими стальными скобами. Сначала подготовленный материал укладывают насухо, затем замачивают его в воде.

Перед кладкой изразцов румпы необходимо заполнить глиняным раствором с кирпичным щебнем. Первыми следует ставить угловые изразцы, затем между ними смонтировать прямые, проверяя, чтобы все края тесно примыкали друг к другу. Пространство между изразцами и кирпичами, из которых выложена печь, заполнить глиняным раствором.

Результат будет гораздо лучше, если между отделочным материалом не будет швов. Если не удается этого достичь, желательно, чтобы они не превышали 1 мм.

Наружная отделка печей

Для придания печам хорошего внешнего вида их штукатурят или облицовывают. Перед штукатуркой печник должен убедиться, правильно ли составлен раствор.

Оштукатуривание поверхности печи начинают после полной их просушки. В зависимости от имеющихся материалов для оштукатуривания применяют следующие составы растворов (по объему):

  • 1 ч. гипса + 2 ч. извести + 1 ч. песка + 0,2 ч. асбеста;
  • 1 ч. глины + 1 ч. извести + 2 ч. песка + 0,2 ч. асбеста;
  • 1 ч. глины + 2 ч. песка + 0,1 ч. асбеста;
  • 1 ч. глины + 2 ч. песка + 1 ч. цемента + 0,1 ч. асбеста.

Нанесение раствора. Раствор наносят в два приема на горячую поверхность печи. Первый слой раствора жидкий, второй — более густой. Толщина штукатурки 6—8 мм и лишь для выравнивания отдельных впадин и неровностей допускается в этих местах толщина 10 мм.

Окраска. Оштукатуренные печи обтягивают плотной марлей в 2 слоя и окрашивают клеевой краской под цвет стен. Окрашивать масляными красками не рекомендуется, так как под воздействием высоких температур краска разлагается, олифа пригорает и в помещении распространяется неприятный запах.

Укрепление штукатурки. Добавка соли в раствор в небольших количествах 0,3-0,4 кг на 10 л раствора) укрепляет штукатурку на поверхности печи.

Просушка печей. После возведения печи в швах кладки и кирпиче остается значительное количество влаги, которую постепенно удаляют из массива печи путем просушки. Печь просушивают следующим образом: на колосниковой решетке разводят легкий огонь, который поддерживают в течение 1-1,5 ч, при этом топочная дверка, задвижка (вьюшка) и поддувальная дверка должны быть полностью открыты. Печь протапливают два раза в сутки до тех пор, пока наружные стены ее перестанут отпотевать и примут сероватую окраску, а на задвижке или вьюшке не будут появляться следы конденсата. Неправильная просушка вызывает образование трещин на поверхности печи и иногда приводит к их перекладке. Водяные пары, выделяемые при сушке печи, удаляют из помещения, открывая двери и форточки. Печь продолжают топить, увеличивая количество топлива. Дымовая труба остается открытой для удаления выделяющихся из кладки водяных паров. В зависимости от размеров печи сушка продолжается 3-7 дней.

Облицовка изразцами и цветными глазурованными плитками и оштукатуривание наружных поверхностей печей

Необлицованная кирпичная поверхность выглядит грубо и, кроме того, в расшитых швах скапливается пыль, что не допускается санитарно-гигиеническими нормами. Поэтому поверхность комнатных печей, сложенных из обыкновенного глиняного кирпича, как правило, облицовывают изразцами или глазурованными плитками, штукатурят или заключают печь в футляр из кровельной стали.

Как называется облицованная изразцами комнатная печь

Рис. 21. Облицовка стен печи изразцами
1 — штырь; 2 — румп; 3 — скоба; 4 — скрутка проволоки

Порядок облицовки изразцами. Облицовку печи изразцами выполняют одновременно с кирпичной кладкой. Предварительно подбирают изразцы. Работу ведут в такой последовательности:

  • изразцы сортируют и подбирают по оттенкам во избежание пестроты зеркала;
  • на краях изразцов удаляют наплыв глазури, подрубают и притесывают кромки изразцов по одному размеру. При притеске следует исходить из того, что вертикальные швы должны быть возможно тоньше, горизонтальные — несколько толще (2-3 мм) во избежание неравномерного нажатия верхнего изразца на нижний при осадке печи. Изразцы, начиная с углов, подбирают и подгоняют насухо по всему горизонтальному ряду. Одновременно ведут кирпичную кладку основного массива печи;
  • когда окончательно подберут изразцы одного горизонтального ряда, их скрепляют между собой и кирпичной кладкой с помощью проволоки, скоб и штырей. Для этого сквозь отверстия в горизонтальных полках румп продевают вертикальный штырь из проволоки диаметром 4-5 мм, равный по длине изразцу, поэтому концы штырей выступают из румп изразцов;
  • выступающие вверху и внизу концы штырей и их середину связывают вязкой, скрученной из трех проволок. Концы вязки закрепляют в кирпичную кладку. Кроме того, для большей прочности и во избежание расхождения швов ребра румп скрепляют в горизонтальных и вертикальных рядах скобами из полосовой стали;
  • румпы изразцов тщательно и плотно заполняют кирпичным щебнем на глиняном растворе. Прослойка глины между щебенкой должна быть по возможности тоньше и меньше, чтобы при усыхании раствора не образовывались нетеплопроводные воздушные прослойки. Последние значительно понижают теплоотдачу печи;
  • при установке изразцов выверяют с помощью отвеса, угольника и правила вертикальность углов и швов печи. Исправлять дефекты облицовки нужно немедленно, пока еще не засохла глина;
  • швы с лицевой стороны печи должны быть чуть заметны. Этого достигают тщательной пригонкой и опиливанием кромок изразцов. Если пригонка не совсем удачна, швы расшивают мелом, разведенным в воде с яичным белком, или гипсовым раствором. Для печи средних размеров достаточно трех яичных белков. Вертикальные швы делают вразбежку или сплошными сверху донизу. Последний способ придает печи более красивый вид.

Облицовка цветными глазурованными плитками. Облицовывают печи также цветными глазурованными плитками. Боковые грани глазурованных плиток имеют на двух сторонах паз, а на двух других — гребень. Оборотная сторона плиток имеет насечки, чем достигается более прочное сцепление их с глиняным раствором.

Преимущества облицовки. Достоинства облицовки печи состоят в том, что поверхность печи, отделанную изразцами или глазурованными плитками, можно всегда содержать в чистоте. Кроме того, облицовка предохраняет от проникновения дымовых газов из печи в помещение.

СОВЕТЫ ПЕЧНИКУ. Если поверхность печи не отделывают изразцами и глазурованными плитками, то в процессе кладки необходимо следить за тем, чтобы наружные ее поверхности были выложены из кирпича правильной формы и однородного обжига, а также, чтобы была соблюдена симметрия в расположении и чередовании швов; последние делают особенно тонкими. Окончив кладку, стенки печи очищают и затирают сухим обыкновенным глиняным кирпичом для удаления с них пыли и комков приставшей глины. После этого швы расширяют, т. е. с помощью специальной расшивки придают им форму полу валика или наносят правильно расположенные линии швов, не всегда при этом совпадающие с действительным расположением швов в кладке.

Как называется облицованная изразцами комнатная печь?

Похожие вопросы

Как в России называли печь, облицованную изразцами?
  • К какому отряду (согласно систематике) принадлежит комнатная муха?
  • Какой художник из-за бедности топил своими картинами печь?
  • На гербе какого города изображена доменная печь?
  • Какие пироги не предлагала печь в мультфильме Вовка в Тридевятом царстве ?
  • Где разжигают огонь перед тем, как печь лаваш?
  • В какой праздник на Руси полагалось печь блины?
  • По-французски эта шахматная фигура называется дурак , а как она называется по-русски?
  • Как называется карточная игра, в которой одна из комбинаций называется сет ?
  • Высокая мужская шляпа с плоским верхом и небольшими полями называется цилиндром. А как называется складной цилиндр?
  • Как на русском языке называется страна, которая на финском языке и в наше время называется Венейей?
  • Как называется эта картина?
  • Как называется соцветие у пшеницы?
  • Как называется комедия Д. И. Фонвизина?
  • Как называется картина Рафаэля?
  • Как называется часть окружности?
  • Как иначе называется чабрец?
  • Как называется варенье из крыжовника?
  • Как называется рассказ Рэя Брэдбери?
  • Как называется эта картина Грабаря?

    Случайные вопросы

    Какая актриса исполнила главную роль в фильме Богатые тоже плачут ?
  • В каком из этих фильмов М. Пуговкин не играл милиционера?
  • В каком геологическом эоне мы живем?
  • Что принято считать сердцем самолета?
  • К какому типу парусных судов принадлежал флагман экспедиции Христофора Колумба к берегам Америки — Санта-Мария ?
  • Из какого языка произошло слово диспут ?
  • Через что прыгает прыгун в высоту?
  • Источник: vip-ochag.ru


  • Categories: Камин

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

    Adblock
    detector